Бомбардировщик второй мировой войны. Великобритания.
|
Handley Page Hampden I, 49-я эскадрилья
Бомбардировочного командования,
середина 1940 г.
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4—5 чел. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г.Лачманна. Первый полет совершил 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пейдж" (Крикл-Вуд), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнедиэн асошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт).
Всего построено 1580 экз.
Вооружение первых серий 4x7,69, последующих — 6x7,69; многие самолеты доработаны в частях в вариант 8x7,69. Бомбы до 1250 кг.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в СССР — с октября 1942 г., в Канаде — с начала 1941 г.
Выпускался в двух основных вариантах:
• "Хэмпден" I с моторами 2х"Пегасус" XVIII;
• "Херефорд" I с моторами 2*"Дэггер" VII.
С сентября 1939 г. "Хэмпдены" применялись британскими ВВС для дневных и ночных операций над морем, включая постановку мин у побережья Германии. С декабря 1939 г. действовали только ночью, участвуя в налетах на цели в Германии, в т.ч. в августе 1940 г. в первом английском налете на Берлин. В конце 1940 г. вынужденно применялись как ночные истребители. Как бомбардировщики использовались до сентября 1942 г., затем были переделаны в торпедоносцы "Хэмпден" TBI (эксплуатировались до середины 1943 г.) Самолеты "Херефорд" в боевых условиях почти не использовались и служили в основном как учебные. В СССР самолеты модификации TBI имелись в ВВС Северного флота; служили как ночные бомбардировщики и торпедоносцы. В Канаде эти машины использовались только для учебных целей.
Производство прекращено в Англии в марте 1940 г. "Хэмпдены"
сняли с вооружения в Великобритании в конце 1943 г., в Канаде — в конце 1944 г.
Все советские "Хэмпдены" были потеряны в боях к июню 1943 г.